Илия́ др. – евр. אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху),
др. – евр. אֵלִיָּה (Элийя́) — «Бог мой Яхве»;
в Исламе – араб. إلياس (Илья́с)
Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская Поместные Церкви чтят его память 20 июля (2 августа), а остальные Православные Церкви и Католическая — 20 июля.
Один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Он родился в колене Левином за 900 лет до Рождества Христова в Фесвии Галаадской (другое название – Тишбе). Точное местоположение этого селения до сих пор остается неизвестным: Галаад, или Гилеад, в ветхозаветные времена была большой областью к востоку от реки Иордан и к северу от Мертвого моря. Иногда, по месту своего рождения, пророка Илию называют Илия Фесвитянин. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи (ангелы) беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы.
Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар.17—20 и 4Цар.1—3). Когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты. Священное Писание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Когда нечестие царя достигло крайней степени, пророк — босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках — явился в Самарию, направился к царскому дворцу и возвестил Ахаву, что за его нечестие страну постигает трёхлетняя засуха и голод. Но Ахав не раскаивался, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего.
По своему милосердию Господь послал пророка Илию к сокровенному месту – потоку Хораф, что против Иордана. Из этого потока он год утолял свою жажду, а ворон приносил ему мясо и хлеб, и более двух лет у одной вдовы в Сарепте. Когда поток Хораф высох, пророк Илия услышал голос, повелевавший ему идти на северо-запад в селение Сарепту. Здесь он находился в доме одной бедной вдовы и своими молитвами вернул к жизни ее умершего сына (см.: 3 Цар 17: 8–24). Мука и масло у вдовы, приютившей пророка Илию, чудесно не истощались во все время его пребывания. Сегодня этот город находится на побережье Средиземного моря, на юге Ливана, и называется он Царпата (Царфат). Во времена пророка Илии это было маленькое селение на Финикийском берегу, почти на середине пути между городами Тиром и Сидоном. Во времена блаженного Иеронима († 420) на месте дома вдовы находилась башня, а «в позднейшие времена стояла церковь, где показывали комнату пророка Илии. На месте бывшего селения сохранились лишь остатки древних построек и надгробных памятников.
Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу и Астарте. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой — Богу Иегове, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (см. 3 Цар. 18, 21-24). Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник из 12 больших камней, по числу колен Израилевых. Пророк возложил жертву на дрова и приказал выкопать ров вокруг жертвенника и поливали водой, пока он не наполнился. По молитве с неба Господь ниспослал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду, и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.
Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо открылось, и обильный дождь напоил жаждущую землю. Услышав о смерти своих пророков, царица Иезавель пришла в ярость. Пророку Илии ради спасения своей жизни пришлось бежать на юг. Спасаясь от коварной Иезавель, пророк Илия ушел в пустыню, где прятался в пещерах.
Известно, что пророк Илия был в Вирсавии – древнейшем израильском поселении, основанном еще праотцем Авраамом. Здесь Илия просил у Господа смерти с горечью размышлял о том, что даже такие великие чудеса, которые произошли на горе Кармель, не могут обратить к вере народ. Место, где пророк отдыхал под можжевеловым кустом перед восхождением на гору Хорив, и Ангел Господень принёс ему пищу. (3 Цар.19,2) Есть и другие пещеры. Одна из них находится на территории греческого монастыря пророка Илии (Мар Элиас), расположенного сегодня на земле киббуца Рамат-Рахель (новый микрорайон Иерусалима на полпути в Вифлеем). В обители подвизается всего несколько греческих монахов.
Пещеру-храм пророка Илии показывают паломникам, когда они спускаются с горы Хорив, она находится на ее склоне, ведущим в Иофорову долину. Господь повелел пророку выйти из пещеры и стать на гору в ожидании откровения Божия. Здесь пророк ощущал оставление Завета израильтянами и скорбел об их беззакониях. На горе Хорив Господь явил Себя пророку не в буре и огне, а в веянии тихого ветра («глас хлада тонка»), повелел сделать израильским царем достойного мужа по имени Ииуя, а также призвать на пророческое служение Елисея (см.: 3 Цар 19: 11–13).
В день, когда Бог захотел вознести Своего пророка на небо, перед Илией и сопровождавшим его Елисеем расступились воды Иордана. Это было в Иордании, в районе Вади Харрар, где согласно преданию находится «Вифавара». Место при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин 1: 28) и где принял крещение Иисус Христос, можно видеть плоский невысокий «Холм святого Илии», с которого пророк взошел на небеса: явились «колесница огненная и кони огненные… и понёсся Илия в вихре на небо» (4 Цар 2: 11–12). Этот библейский рассказ послужил основой для народного представления о пророке Илии, разъезжающем по небу на колеснице.
Во время Преображения Господня на горе Фавор святые апостолы видели пророка Илию, беседовавшего со Спасителем о Его исходе в Иерусалиме (Мф 17: 3). По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечей Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Тропарь, глас 4 Во плоти Ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова Илия славный, свыше пославый Елисееви благодать недуги отгоняти и прокаженныя очищати: темже и почитающим его точит исцеления.
Кондак, глас 2 Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас Единаго Человеколюбца.
Величание Величаем тя, святый славный пророче Божий Илие, и чтим еже на колеснице огненней преславное восхождение твое. |